Борьба за освобождение женщины в прогрессивной литературе
Борьба за освобождение женщины в прогрессивной литературе неразрывно связывается с борьбой за освобождение всего индийского общества от пережитков средневековья и прежде всего от кастовых предрассудков. Эта проблема со всей остротой встала в Индии в первые же годы независимости. Хотя по Конституции 1950 г. касты официально отменены, кастовое неравенство продолжает существовать до сего времени. Особенно остро оно чувствуется в деревне, поэтому любой писатель, обращающийся к крестьянской теме, не может не затронуть вопроса о кастах. Талантливый прозаик хинди Пханишварнатх Рену дал своему роману глубоко символическое название «Грязное покрывало». Кастовые различия, межкастовая вражда — вот грязное покрывало, под которым задыхается человек и которое обволакивает жизнь деревни Меригандж, как и все семьсот тысяч селений страны. В Меригандже двадцать три касты, причем члены каждой из них расселены на определенной улице и стремятся сохранить свою обособленность. Положение крестьянина, его социальный престиж зависят не от его личных качеств или заслуг, а от принадлежности к той или иной касте. Правда, с ростом капиталистических отношений наблюдается некоторое стирание кастовых граней, но это в первую очередь касается местных богатеев, а отнюдь не бедняков, для которых в этом смысле ничего не меняется.
Кастовые предрассудки — препятствие к счастью на пути героев еще одного произведения П. Рену — «Сказание о пустоши». Юноша Суваншлал любит девушку из семьи неприкасаемых. Желая избежать преследований общины, молодые люди бегут в город, однако здесь их встречают новые испытания. Беспросветная, полная нужды, горя и унижения жизнь батраков из «низких» каст пулаяна и параяна, которые до недавнего времени должны были за 24 шага предупреждать встречного о своем приближении, дабы не осквернить его, нарисована в романе Такаши Нива — санкара Пиллаи «Два сера риса».