Старое
Топовые записи

Материя как объективная реальность

Материя как объективная реальностьМатерия как объективная реальность — не более чем «конструкция ума», и ее при желании можно принять или отвергнуть. «Материальная субстанция... отклонена в качестве научной сущности... Наука трактует ее как призрак». Отправляясь от этих предпосылок и руководствуясь принципами адвайты-веданты, Чаудхури выдвинул в качестве важнейшего принципа своей «методологии науки» идею универсального, космической духа или разума. Подобно теологам, он доказывает, что наблюдаемая в природе согласованность и целесообразность якобы служат подтверждением деятельности некоего сверхприродного, сверхчувственного, надмирового агента. Таковым, по мысли Чаудхури, и выступает универсальный разум, который обнаруживает себя в мириадах индивидуальных умов. Qh Обладает творческими, созидательными функциями, и мир — плод его творчества. Сам по себе этот разум не имеет никаких атрибутов и известных человеку качеств, ибо они — тоже продукты его деятельности.

Творчество универсального разума, как утверждает Чаудхури, в соответствии с индийской традицией, носит характер игры, и в этом он идентичен богу. «В общем под богом,— пишет философ,— мы понимаем того, кто создает мир и индивидуальные умы лишь случайно, в процессе спортивной игры ». Следовательно, «методология науки» ГГ. Дж. Чаудхури носит сугубо идеалистический характер и потому не может служить надежной базой творческого развития современной индийской философии. Тем не менее как проявление новой тенденции и попытка сблизить философию с наукой на основе обобщения данных естествознания егс концепция приобретает важное значение в общем процессе культурного возрождения Индии.

Новое на сайте
Интересные записи

Copyright © 2015. All Rights Reserved.