Старое
Топовые записи

Мистицизм и интуитивизм

Мистицизм и интуитивизмМистицизм и интуитивизм нашли конкретное воплощение в идеях духовности. Этим идеям уделяют существенное внимание почти все философы-идеалисты. «Реальность духовности и ее ценности,— отмечает П. Т. Раджу,— последовательно отстаивается в любой из систем, плюралистической или монистической, реалистической или идеалистической, активистской или квиетистской». Эти идеи варьируются в различных учениях, но объединяющим для них служит представление о наличии в человеке наряду с телесной и умственной сторонами еще и некоей духовной стороны. Последняя нередко выдается за проявление божественного в человеке, за выражение его собственной божественной природы. Отсюда одной из задач философии провозглашается постижение духовности, проникновение во «внутреннюю» сущность человека, осознание внутренней, духовной стороны жизни.

Принципу духовности иногда придается более широкое значение, выходящее за пределы его философски-ограниченной сферы. Он понимается в смысле определенного подхода к жизненным проблемам с позиций «высших» духовно-нравственных ценностей. Именно в таком смысле употреблял это понятие Джавахарлал Неру. Признавая, что «современные проблемы требуют духовного подхода», он вместе с тем отмечал, что акцентирование на идее духовности служит для многих формой бегства от трудных, но насущных проблем жизни, и подчеркивал большое значение материальных условий существования. «Я придаю большое значение материальным ценностям,— говорил он.— Я их не игнорирую. Думаю, было бы полным абсурдом идти к голодному человеку, чтобы рассказывать ему о его духовности, не давая пищи». Иными словами, идеалистическая абсолютизация данного принципа, стремление придать ему иррационалистический характер не встречает сочувствия по крайней мере передовых политических деятелей. Тем не менее мистификация идей духовности — довольно распространенное явление в современном индийском идеализме.

Новое на сайте
Интересные записи

Copyright © 2015. All Rights Reserved.