Художественная проза независимой Индии
В художественной прозе независимой Индии обнаруживаются и декадентские тенденции, отражающие влияние различных течений буржуазной литературы Запада, в ряде случаев наблюдается отход от реалистических завоеваний прогрессивной литературы 30-х годов. Некоторые писатели, в частности Агъей, а за ним Лакшмикант, Дхармавир Бхарати, Сарвешвар Даял Саксена создают социально индеферентные произведения, отмеченные глубоким пессимизмом, неверием в силы и возможности человека. Они игнорируют актуальные проблемы, но скрупулезно исследуют чувства и переживания индивидуума, нередко человека с нарушенной психикой. Роман Агъейя «Биография Шекхара» рассказывает о жизни опустошенного беспринципного человека, потерявшего веру во всякое доброе начало. В другом произведении того же автора — «Острова на реке» действуют развращенные, пресыщенные молодые люди, ценящие лишь наслаждения. Все подвергают осмеянию персонажей романа Лакшмиканта «Душа свободного стула». Новым словом литературы объявлена повесть «Уснувшая вода» С. Д. Саксены, писателя эксперименталистского направления. Обрывки разговоров, случайно подслушанных сторожем гостиницы, его собственные бредовые сновидения, описание мелких происшествий составляют ткань произведения. Роман «Соломинки в море» Веллу — вало Пучика Пуллалу создан под влиянием философии экзистенциализма. Человек представляется автору жалкой песчинкой в бурном океане жизни. Произведения ряда индийских прозаиков грешат натурализмом. Так, писатель хинди Шайлеш Матиани, повествуя о судьбе городской девушки, которую обольстили и силой привезли в один из притонов Бомбея, главное внимание сосредоточивает на показе преступного мира, патологии убийств, зверствах. Натуралистическими картинами изобилует также роман Кушван — та Сингха «Поезд в Пакистан» —о разделе Индии. К. Сингх не называет истинных виновников национальной трагедии, спровоцировавших кровавые столкновения между индусами и мусульманами, более того, он подчеркивает мысль о том, что насилие— вообще один из изначальных инстинктов человека. Сцены насилия переплетаются здесь с эротическими сценами. В образе деятеля мифической «Народной партии Индии» — карьериста, труса и циника автор осмеивает и развенчивает представителей всех без исключения политических партий страны. Любопытно, что издательства США :i Франции широко рекламировали этот роман, а нью-йоркское издательство отметило его премией как лучшее произведение индийской литературы.