Традиционная индийская драма
Традиционная индийская драма повествовала о великих событиях, новая выдвинула на первый план повседневную жизнь, повседневные «маленькие» проблемы. Все чаще центр тяжести перемещался из жизни внешней в человеческую душу, началось осовременивание старой драмы. Оно шло различными путями: через психологическое осмысление традиционных поступков традиционных героев, посредством постепенного перехода от описания великих событий к описанию фактов обыденной жизни и, наконец, посредством отказа от традиционного героя вообще. Вот это последнее наиболее характерно для изучаемого периода. Если в годы между войнами многие острые вопросы внутрииндийской жизни решались на судьбах героев истории и мифологии, то теперь они обычно решаются на современном материале. Одна из самых любимых тем. всей индийской литературы — проблема семьи и брака. Ее в свое время блестяще разработал Прасад. Его «Дхрувасвамини», с одной стороны, протест против освещенного веками и философией принципа незыблемости и нерасторжимости брака, с другой—декларация прав на свободное чувство. Даже заведомо несчастный брак, заключенный без согласия вступающих в него и не сулящий ни счастья, ни любви,— по традиции священный и вечный союз, предопределенный свыше. Лишь хитроумное толкование Дхармашастры позволило ученому брахману в пьесе Прасада найти основание для расторжения брака Дхрувасвамини и Рама гупты. Удивительно живо и современно звучит эта историческая пьеса и особенно остро — ее основная тема, хотя драматург опирался на факты далекого прошлого и строил ее на примере судьбы рани Дхрувасвамини — жены Рамагупты, младшего брата Чандрагупты II. И разлад между супругами, несмотря на то что начался он с «маленьких проблем дня» , привел к окончательному разрыву только в результате событий грандиозных. В 40-х годах та же проблема разрабатывается уже на примере судеб современного человека. Так решают ее Упендранатх Ашк, Балвант Гарги, малаяламские драматурги Кришна Пиллай и Коширан Маппилай, так решают ее драматурги урду и др.