Традиции революционно-романтической поэзии Назрула Ислама
Традиции революционно-романтической поэзии Назрула Ислама и его последователя, первого пролетарского поэта Шуканто Бхаттача — рия, продолжают многие поэты Бенгалии — Шубхаш — чондро Мукхопадхайя, Бимолчондро Гхош, Бишну Де и др. Некоторые из них преодолели увлечение модернизмом. В их произведениях предстает обобщенный образ народа-труженика, «чей гордый дух неистребим и вечно жив» .
Важнейшей темой всей сегодняшней индийской поэзии становится борьба за мир, против колониализма и войны. Впервые она была поднята Тагором. Видя разгорающееся пламя второй мировой войны, великий гуманист писал: Вслед за Тагором в активную борьбу с силами фашизма и войны включились многие индийские поэты. В их стихах звучит уверенность в победе советского народа. Его героизм прославляют поэты хинди Шивмангал Синх Суман и Рангей Рагхав.
Антивоенные мотивы получают широкое распространение в сегодняшней кашмирской поэзии. Вот песня Абдуррахмана Рахи: Бенгалец Премендро Миттро вдохновенной песней приветствует выдвинутую СССР идею всеобщего и полного разоружения, нашедшую самый широкий отклик в Индии: Прогрессивные поэты живо откликаются на все события, происходящие в мире. Их воодушевляет небывалый размах национально — освободительного движения в странах Азии и Африки, волна освободительных войн и революций, прокатившаяся по этим странам и приведшая к ликвидации позорной системы колониализма. Поэт каннада Эта тема, громко прозвучавшая в годы второй мировой войны, стала особенно популярной в творчестве индийских поэтов последнего десятилетия. Отражая настроения и стремления всех индийцев, они ратуют за братское сотрудничество Индии и Советского Союза, видя в том залог процветания своей родины, надежную гарантию сохранения мира на земле. Поэт-лирик хинди Анчал пишет: